Приложение к письму министерства образования Ставропольского края от 24.06. 2011 г. № 01-54/4713/1
Методические рекомендации «Организация системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей»
Проблема ранней помощи детям с ограниченными возможностями в настоящее время входит в круг особо важных и является одним из приоритетных направлений деятельности в системе образования. Неуклонное уменьшение доли рождения физиологически зрелых детей, повышение показателей перинатальной патологии требуют от нас скорейшей разработки мер по своевременному выявлению и коррекции отклонений в развитии детей. Ранний возраст (то есть первые 2-3 года жизни) являются определяющими для развития ребенка. На этом этапе развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, формируется личность. Пластичность мозга ребенка раннего возраста не только создает оптимальные условия для формирования психических процессов, но и определяет огромные потенциальные возможности коррекционной работы в этот период. Ранняя помощь позволяет эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии детей группы риска, дает возможность сократить долю детей, которые по достижению школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании в условиях специализированных учреждений. По данным отдела практической психологии и охраны здоровья Министерства образования России в результате коррекции в раннем возрасте до 20% детей к 1,5 годам достигают показателей нормы, у 90% детей наблюдается стойкий положительный эффект. Практика показывает, что раннее (с первых месяцев жизни) целенаправленное коррекционное воздействие приводит к тому, что даже у детей с тяжелой тугоухостью и глухотой к 3-5 годам удается сформировать развернутую фразовую речь, звучание которой максимально приближается к нормальному. Ранняя помощь предполагает широкий спектр услуг, ориентированных на семью. Это: - выявление младенца с факторами риска и направление его в соответствующую территориальную службу ранней помощи; - определение уровня развития ребенка и проектирование индивидуальных программ раннего развития; - психологическая и правовая поддержка семьи; - обучение родителей приемам адекватного взаимодействия с ребенком; - ранняя медицинская коррекция; - координация деятельности всех социальных институтов и служб в оказании полного комплекса услуг семье и ребенку в рамках индивидуальной программы развития. Иначе говоря, система ранней помощи должна быть семейно-ориентированной, направленной на помощь всей семье, а не только ребенку с особыми потребностями. Сегодня оптимальной является модель раннего выявления, которая основана на данных многолетней исследовательской и практической деятельности специалистов ИКП РАО. Эти данные убедительно доказывают, что грамотно организованная ранняя помощь позволяет значительно снизить степень социальной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования и степени интеграции в общество. Предлагаемая модель включает в себя четыре основных блока. Первый блок – это скрининговое обследование всех детей первого года жизни. Оно предполагает выявление детей с подозрением на то или иное отклонение в развитии без точной его квалификации, без указания на глубину и характер отклонения. Одна из основных задач блока – разработка карт факторов риска в развитии ребенка. Карта заполняется в роддоме с отметкой о наличии фактора риска в выписке, затем передается в поликлинику по месту жительства, где проводятся систематические наблюдения за развитием ребенка и все необходимые обследования. При первом же подозрении на отклонение или замедленный темп в развитии тех или иных функций специалисты поликлиники должны направить ребенка на комплексное медико-психолого-педагогическое обследование. Для успешного решения задач первого блока учреждениям здравоохранения необходимо разработать и апробировать: - карты факторов риска; - скрининговые методики обследования нервно-психического развития ребенка первого года жизни; - процедуру обследования детей и наблюдения за их развитием; - эффективные и недорогие технические средства скрининг-диагностики. Надо сказать, что на сегодняшний день в Ставропольском крае уже запущена система раннего выявления детей с патологией слуха, которая специальным приказом МЗ РФ (N 108 от 29.03.96) внедрена в стране как обязательная. И разработанные для ее реализации карты факторов риска могут быть использованы для выявления детей групп риска по другим нарушениям развития. Следующий блок (второй) – это дифференциальная диагностика, которая должна осуществляться в детских поликлиниках, больницах, специализированных центрах, центрах сопровождения и психолого-медико-педагогических комиссиях. Задача диагностики на данном этапе – уточнение структуры дефекта, определение возможностей медицинского воздействия и психолого-педагогической коррекции выявленных нарушений. Безусловно, дифференциальная диагностика нуждается в дальнейшем совершенствовании методик и приобретении новейшего оборудования. Однако даже те методы и то оснащение, которое есть на сегодняшний день, позволяют решать задачи блока достаточно успешно. Третий блок – это медико-психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии. Для успешной реализации цели этого блока необходимо разработать и апробировать разнообразные организационные формы коррекционного воздействия. Так, опыт ИКП РАО показывает, что для детей с нарушениями ЦНС, интеллектуальными и речевыми проблемами коррекционное обучение целесообразно организовывать именно в детских поликлиниках по месту жительства, дополнив их штаты учителями-дефектологами, работающими с детьми раннего возраста. Дети же с сенсорными нарушениями, с проблемами в эмоциональном развитии, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сложной структурой дефекта настолько специфичны, что с раннего детства требуют специализированной помощи. Необходимо создать гибкую систему коррекционного воздействия, сочетающую как помощь ребенку в поликлинике по месту жительства, так и специализированную в профильных медицинских и реабилитационных центрах. Целесообразно также внедрять и расширять такие формы коррекционного воздействия, как надомное обучение и группы кратковременного пребывания при специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях. В этом блоке необходимо предусмотреть и такое важное звено, как ежегодное углубленное психолого-медико-педагогическое обследование ребенка с целью уточнения структуры нарушения, определения эффективности реабилитационных мероприятий и направлений дальнейшего коррекционного медико-психолого-педагогического воздействия. Модель системы ранней помощи и ее функционирование требуют особого внимания к подготовке кадров. Поэтому следующий (четвертый) блок предусматривает создание обоснованной, скоординированной краевой программы подготовки и переподготовки специалистов к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии и с их семьями. Необходимо, в частности, организовать специализацию педиатров, детских невропатологов, целенаправленную подготовку учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов и социальных педагогов. В условиях ограниченного финансирования образования представляется необходимым максимально обобщить, систематизировать и использовать уже имеющийся научный и практический материал, придав ему статус нормативных документов. Важнейшим механизмом обеспечения функционирования системы ранней помощи является придание ей межведомственного статуса. Главным принципом реализации программы должен стать принцип сотрудничества различных заинтересованных ведомств и учреждений. В первую очередь это учреждения здравоохранения, образования и социальной защиты населения. Организовать межведомственное взаимодействие на уровне муниципальных районов и городских округов технически не сложно. Координацию и контроль целесообразно осуществлять через организацию Межведомственных координационных советов под руководством заместителей глав администраций по социальным вопросам. Кроме того, необходимо разработать механизм формирования единой базы данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, обеспечив санкционированный доступ к ней всем заинтересованным службам. Создание единой базы данных позволит учитывать и анализировать информацию во всех звеньях системы и оптимизировать распределение финансовых средств. Совершенно очевидно, что проблема ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья должна стать одним из приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления.
|
Утверждаю Заведующая МДОУ д/с №8 « Золотой петушок» _________ С.А.Станиславская
ПОЛОЖЕНИЕ О порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому
Воспитание и обучение детей-инвалидов на дому могут осуществлять: педагогические работники образовательного учреждения МДОУ д/с №8 « Золотой петушок».
-заключение врачебной комиссии МУЗ « Новоалександровская ЦРБ» о возможности получения ребенком-инвалидом обучения на дому; -заявление об осуществлении воспитания и обучения ребенка- инвалида на дому; - индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида на дому; - индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида, выданную филиалом ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю.» - заключение ПМПК. 6. Воспитание и обучение детей-инвалидов на дому регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утвержденными образовательным учреждением в соответствии с законодательством Российской федерации в области образования, индивидуальной программой реабилитации ребенка- инвалида и с учетом его индивидуальных особенностей и психических возможностей. 7. Образовательное учреждение согласовывает с родителями (законными представителями) виды реализуемых программ, перечень предметов и количество часов в неделю, отведенных на их изучение. Недельная нагрузка ребенка –инвалида определяется с учетом индивидуальных особенностей и психофизических возможностей обучающегося в следующем объеме: Для детей –инвалидов дошкольного возраста: До 3-х лет – 1,6 часа От 3 до 4 лет – 2,5 часа, От 4 до 5 лет – 3,5 часа, От 5 до 6 лет – 6,25 часа, От 6 до 7 лет 7,5 часа 8. Образовательное учреждение, осуществляющее воспитание и обучение детей –инвалидов на дому предоставляет бесплатно на время обучения: - учебники и учебные пособия, - технические средства обучения, в том числе компьютерную технику, имеющиеся в образовательном учреждении; - обеспечивает детей-инвалидов педагогическими работниками, оказывает родителям осуществляющим обучение на дому, методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ; - осуществляет промежуточную и итоговую диагностику. 9. Воспитание и обучение ребенка- инвалида на дому осуществляется на основании договора. Договор заключается между образовательным учреждением и родителем ( законным представителем) , который будет осуществлять воспитание и обучение ребенка- инвалида на дому. Договор должен содержать : сведения о ребенке- инвалиде, условия организации и осуществления воспитания и обучения ребенка- инвалида на дому, порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации, виды и формы контроля за ходом и качеством воспитательской компенсации, затрат родителей на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому, права и обязанности сторон, срок действия договора, порядок и условия прекращения договора. В случае если ребенок-инвалид, воспитываемый и обучаемый на дому, при прохождении промежуточной аттестации не был аттестован, договор с родителем ребенка-инвалида может быть расторгнут в порядке, предусмотренном договором. Дальнейшее воспитание и обучение ребенка- инвалида на дому может осуществляться образовательным учреждением с согласия родителей в соответствии с настоящим положением. 10. Заработная плата педагогическим работникам дошкольного образовательного учреждения , осуществляющим воспитание и обучение ребенка- инвалида дошкольного возраста на дому осуществляется из федеральных средств. 11. Размер заработной платы педагогического работника, осуществляющего воспитание и обучении е ребенка- инвалида на дому дошкольного возраста, рассчитывается исходя из размера ставки заработной платы педагогического работника( соответствующей специальности), продолжительности режима занятий, установленных санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.1.2660-10 « санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» утвержденных Главным государственным врачом РФ 27 августа 2010г( постановление Главного государственного врача РФ 22 июля 2010г №92 « О введении в действие « санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.1.2660-10 инструктивно-методическими письмами по организации воспитательно-образовательного процесса с детьми с различными нарушениями развития.
|
|
|